Март 1943 г. Бомбардировочное командование КВВС приступает к проведению широкомасштабной кампании налетов на несколько особо важных немецких городов.
Вскоре после операции «Торч» — высадки в Северной Африке в ноябре 1942 г. — британское и американское руководства встретились в Касабланке для переговоров в отношении дальнейших военных действий. Одним из результатов стала директива, представленная главному маршалу авиации сэру Артуру Гаррису. Она очерчивала приоритетные задачи бомбардировок с целью «поступательного уничтожения... немецкой военной, промышленной и экономической инфраструктуры, подрыва морального духа немецкого народа до такой степени, которая позволила бы решительным образом ослабить его способность к вооруженному противодействию». На тот момент — 4 марта 1943 г. — Бомбардировочное командование КВВС располагало вполне достаточными материально-техническими ресурсами, имея в своем составе 18 эскадрилий машин «Авро Ланкастер». 11 — «Хэндли Пэйдж Галифакс», 6 — «Шорт Стерлинг» и 15 — «Викерс Веллингтон». Итого 321 «Ланкастер», 220 «Галифаксов», 141 «Стерлинг» и 268 «Веллингтонов». Все они могли действовать в ночное время.
Скоро армаде этой предстояло начать кампанию крупно-масштабных бомбардировок Германии, продолжавшуюся до самого конца войны и часто называемую битвой за Рур (т.е. за Рурский экономический бассейн — особо крупное сосредоточение объектов стратегической промышленности (уголь, металл), сконцентрированных в городах в районе р. Рур. правобережного притока Нижнего Рейна). Дебютировала программа в ночь с 5 на 6 марта 1943 г., когда 442 самолета действовали против Эссена: эта операция стада первым массированным надетом, в ходе которого широко и успешно применялась навигационная система наведения на цели бомбардировщиков "Гобой".
Очень важной технической составляющей обеспечения рейда на Гамбург служило используемое впервые простое и эффективное изобретение «Уиндоу» — целые тучи полосок из фольги, которые сбрасывались с бомбардировщиков для создания ложных сигналов на экранах вражеских радаров. За четыре налета 2630 бомбардировщиков из состава Бомбардировочного командования сбросили на Гамбург 8621 тонну бомб, уничтожив все объекты на площади 2500 гектаров, став причиной гибели более 40 000 чел. и увечий у еще свыше 37 000 чел. Потери насчитывали 87 самолетов, что составляло менее трех процентов от общей численности введенных в бой машин — вполне приемлемый урон.
Воздушное наступление на Берлин
Сокрушительный удар по Гамбургу подтолкнул Гарриса к организации еще одной крупной «кампании по учебнику» — налета на сам Берлин. В ночь с 18 на 19 ноября 1943 г. Бомбардировочное командование отправило соединение из 444 бомбардировщиков, из которых 402 приняли участие в атаке на город, потеряв всего девять самолетов, тогда как 325 бомбардировщиков участвовали в одновременном налете на Мангейм — первый случай, когда два крупных рейда на разные цели проводились в одну и ту же ночь.
Наступательные действия против Берлина продолжались на протяжении всей зимы 1943/1944 гг., однако, несмотря на развертывание Бомбардировочным командованием специализированной 8-й группы самолетов наведения, или «Патфайндер Груп» 8, под командованием коммодора авиации Д. Беннета, а кроме того, применение сложных приемов выявления объектов и создания помех вражеским системам обнаружения, точность бомбардировок и размеры нанесенного ущерба не удовлетворили разработчиков планов. Прежде чем операция завершилась налетом 24—25 марта 1944 г., пилоты выполнили 16 крупных заданий — всего 9111 боевых бомбардировочных самолетовылетов. Налеты обошлись командованию в общем и целом в 587 самолетов и более чем в 3500 членов экипажей, имена которых пришлось внести в список погибших или пропавших без вести — слишком высокий уровень потерь в 6.4 процента. Между тем неприятель понес значительно меньший ущерб, чем в случае с Гамбургом. Так или иначе битва за Берлин не достигла постав-ленных задач — КВВС не удалось сломить волю немецкого народа к продолжению борьбы.
На последние восемь месяцев войны Бомбардировочное командование вернулось в Германию, но уже с куда большими силами. Наибольшим предпочтением пользовались на сей раз объекты немецкой нефтяной промышленности, в результате чего данная отрасль индустрии пострадала настолько, что положение острой нехватки авиационного горючего стало хроническим, и это привело в конечном итоге к сведению до минимума влияния на боевые действия некогда грозных Люфтваффе.
Хронология
Бомбардировочное командование КВВС осуществляло воздушные налеты на объекты в Германии с мая 1940 г. и до окончания войны. Взятая на вооружение в дальнейшем политика так называемых «зональных бомбардировок» («бомбардировок но площадям», или — более поздний термин — «ковровых бомбардировок»)привела к почти полному уничтожению целых немецких городов, причем даже тех, на территории которых отсутствовали важные промышленные или военные цели.
1940 г.
15—16 мая. Бомбардировочное командование КВВС проводит первый ночной рейд против Германии. Девяносто девять самолетов бомбят промышленные объекты Рура, теряя всего один самолет в процессе операции.
26 августа. Бомбардировочное командование КВВС осуществляет первый напет на Берлин в качестве возмездия за бомбардировку Лондона. В операции принимает участие восемьдесят один самолет.
16—17 декабря. Мангенм подвергается ударам 134 британских самолетов, которые действуют с применением тактики, ставшей прообразом «зональных бомбардиовок» недалекого будущего. Рейд служит актом мести за недавний налет немецких бомбардировщиков на Ковентри.
1941 г.
1 апреля. Шесть бомбардировщиков «Веллингтон» обрушивают полезный груз на немецкий порт Эмден: каждый несет по одной 4000-фунт. (1814-кг) бомбе.
8 апреля. Немецкая военно-морская база в Киле подвергается опустошительному налету 229 бомбардировщиков КВВС. которые сбрасывают в общем 40 ООО «зажигалок».
31 августа. Британский Военный кабинет публикует отчет о неточности бомбометания британской стратегической авиации. Только одному самолету из трех удается сбросить бомбы в радиусе 5 миль (8 км) от цели.
1942 г.
14 февраля. Руководство Бомбардировочного командования издает вызывающую споры «Директиву зональных бомбардировок» («бомбардировок по площадям»), в соответствии с которой КВВС включают в число оправданных целей немецкое гражданское население.
Март. На вооружение КВВС поступают тяжелые бомбардировщики «Ланкастер», способные нести до шести тонн бомбовой нагрузки на оперативную дистанцию 2670 км.
Эпическое полотно Фрэнка Вутона, изображающее "Ланкастеры" в действии. Иногда свет с земли позволял немецким зенитчикам рассмотреть силуэты идущих в облаках самолетов, давая возможность прицелиться. |
30-31 мая. Бомбардировочное командование КВВС дает старт своему первому «1000-бомберному рейду» (налету силами при-мерно 1000 бомбардировщиков) на Кельн. 1046 самолетов стирают с лица земли целые районы города. Численность жертв налета поразительно невысока — всего около 500 чел., однако свыше 45 000 чел. лишаются крова.
1 августа. Специальная часть самолетов наведения, укомплектованная легкими бомбардировщиками «Москито», помечает цели армаде тяжелых бомбардировщиков, сбрасывая зажигательные боеприпасы и осветительные ракеты.
10 сентября. Пылает Дюссельдорф, на который 476 бомбардировщиков КВВС сбрасывают 100 000 ед. зажигательных боеприпасов.
1943 г.
Январь. Британские бомбардировщики получают навигационное оборудование Н2S, которое обеспечивает экипажам примитивные электронные карты целей.
27 июля. Второй рейд КВВС на Гамбург за неделю приводит к неуправляемым пожарам, в которых гибнут десятки тысяч чел. (в подавляющем большинстве гражданское население). В ходе налета КВВС впервые применяют «Уиндоу» — сбрасываемые с самолетов полоски металлической фольги, с помощью которых обезвреживаются вражеские радары.