Четверг, 25.04.2024, 13:42
worldconflikt.ucoz.ru
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Небеса славы. Битва за Британию.

22 июля 1940 г. немецкая армия готовится к вторжению в Британию, однако прежде чем сухопутные силы смогут высадиться и закончить войну еще одним эффектным блицкригом, Люфтваффе предстоит добиться господства в воздухе.

После вторжения в Норвегию. падения Франции и Нидерландов в мае и июне 1940 г., когда КВВС зализывали раны. Люфтваффе перебазировались на аэродромы вдоль побережья пролива, сразу же по ту сторону которого перед ними лежали цели Соединенного Королевства. Для крупномасштабных воздушных налетов с целью уничтожения Истребительного командования КВВС в рамках подготовки к операции «Морской лев» — высадки на острова — Люфтваффе задействовали силы трех воздушных флотов. Люфтфлотте III базировался на северо-западе Франции, Люфтфлотте II — на ее северо-востоке и в Нидерландах, а Люфтфлотте V — в Норвегии и в Дании.

На момент начала июля немецкие военно-воздушные силы располагали для ударов по Соединенному Королевству 2800 самолетами, включая 1300 ед. бомбардировщиков «Хейнкель» Не III, «Юнкерс» Ju 88 и «Дорнье» Dо 17, 280 пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс» Ju 87, 790 одномоторных истребителей «Мессершмитт» Bf 109, 260 штурмовиков «Мессершмитт» Вf 110 и «Юнкерс» Ju 88С и 170 самолетов-разведчиков различных типов. Из всего этого количества в состоянии полной боевой готовности находилась примерно половина. Глава Истребительного командования, главный маршал авиации сэр Хью Даудинг, разделил силы противовоздушной обороны на три группы: № 11 на юге — под началом вице-маршала авиации - Кита Парка, № 12 в Мидлендсе - под командованием вице-маршала авиации Треффорда Ли-Мэллори и № 13 на севере — под командованием вице-маршала авиации Ричарда Сола. Вскоре для прикрытия юго-западного рубежа была создана группа № 10 вице-маршала авиации Куинтина Брэнда.

В начале июля 1940 г. Даудинг располагал всего 640 истребителями, среди которых насчитываются 347 ед. «Хокер Харрикейн», 199 «Сьюпермарин Спитфайр», 69 ночных истребителей «Бристоль Бленхейм» и 25 «Бултон Пол Дифайент». Немногим более половины этого количества дислоцировалось на юге, где ключевые аэродромы Бигтин- Хилл, Кенли, Кройдон, Хорнчерч, Мэнтстон и Тангмер образовывали оборонительный рубеж, прикрывавший Лондон и устье Темзы. Для предварительного оповещения на южном и восточном побережьях разметили сеть радарных установок, способных засечь приближающегося противника на дистанции около 150 км. Немецкие налеты в июле, нацеленные в основном на прибрежное судоходство на юге, заставили британских летчиков поднапрячь силы — им приходилось осуществлять постоянное патрулирование над конвоями до тех пор, пока не стала ясна немецкая тактика, после чего в эскадрильи поступили приказы без острой необходимости не вступать в боевые соприкосновения с вражескими истребителями.

Потери британцев в июльских поединках в небе составили 77 истребителей, половина пилотов которых погибла.

Главный удар 8 августа получат достойный отпор со стороны эскадрилий Парка, пилоты которого быстро разобрались в слабостях неповоротливых «Юнкерсов» Ju 87 и «Мессершмиттов» Bf 110 и нашли эффективную тактику для борьбы с ними. Появление крупных формирований «Мессершмиттов» Bf109, по большинству показателей превосходивших «Харрикейны», вынуждало британские службы управления воздушными боями вызывать против вражеских истребителей, в тех случаях, когда оказывалось возможным, «Спитфайры», тогда как «Харрикейны» могли атаковать более тихоходные и уязвимые бомбардировщики. Тем временем рейды стали проводиться на все большее расстояние в глубь территории Британии, а 15 августа Люфтфлотте V попытался напасть на объекты в Северной Англии, однако понес столь тяжелые потери, что подобного рода налеты в рамках битвы за Британию больше не повторялись.

Пересмотр тактики Люфтваффе привел к смене приоритетов на следующем этапе боев, начавшемся в конце августа. Идя навстречу жалобам летчиков Bf 109, которые сетовали на то, что не могут должным образом продемонстрировать свои преимущества, будучи задействованными в роли сопровождения бомбардировщиков, летное руководство позволило — «Ягдгешвадер» (истребительным крыльям) вернуться к тактике «свободной охоты» над Южной Англией. Такой подход позволял им нападать на истребители КВВС во время взлета либо посадки. или же на пути домой с опустошенными после боен зарядными коробками.

Данная фаза, вне сомнения, с полным основанием рассматривалась Люфтваффе как наиболее успешная, и подобный подход позволил бы быстро сломить сопротивление обороны, если бы немцы действовали последовательно. Однако, раздраженный постоянным ростом потерь, Геринг приказал переключиться с КВВС на атаки против британского гражданского населения, что выразилось в массированном налете на восточную часть Лондона но второй половине дня 7 сентября.

Поворотный пункт

Решение Геринга стало поворотным пунктом во всей кампании. поскольку переориентировка и смена ее задач вызвали ослабление натиска на истребительную авиацию, предоставив так необходимую ей передышку. В ходе массированных дневных налетов на Лондон, особенно 15 сентября, и Юго-Восточную Англию в конце месяца немцы понесли тяжелый урон. Британским летчикам-истребителям больше не приходилось сражаться над своими аэродромами, что давало возможность сосредоточиться на армадах, открыто рвущихся в направлении того или иного города.

Именно в то время особо остро выявились противоречия в тактических приоритетах между Парком и Ли-Мэллори, поскольку первый выступал за применение отдельных эскадрилий (из-за нехватки времени на юге для сбора более крупных сил), а второй — за использование целых истребительных крыльев. И того и другого можно считать до известной степени правым, так как все зависело от конкретных условий, в которых обоим этим командирам приходилось действовать. Достаточно сказать, что, получив уведомление о приближении неприятеля заблаговременно. Парк и сам старался бросить в бой одновременно две или три эскадрильи. В то же время случалось, что тактика крыльев Ли-Мэллори должным образом не срабатывала из-за потери времени, требовавшегося на сосредоточение большого количества сил. Дневные бои в ходе битвы за Британию обошлись Люфтваффе всего в 2020 потерянных самолетов, а также более чем в 5200 членов летных экипажей, погибших либо пропавших без вести. Тем не менее, хотя британцы могли с полным правом считать, что битва за Британию завершилась их решительной победой, данное обстоятельство не означало окончания налетов, которые производились далее под покровом темноты (с иными результатами).

Победа в дневной фазе битвы за Британию далась очень дорогой ценой. Многим ключевым летным полям был нанесен настолько сильный ущерб, что от оперативного их применения пришлось временно отказаться. Цена была высока и в плане потерь среди экипажей — более 500 чел. пришлось занести в списки погибших или пропавших без вести, между тем по состоянию на последний день битвы (31 октября) Истребительное командование насчитывало в своем составе на восемь фронтовых эскадрилий больше, чем на первый день, а летное пополнение из школ прибываю по сравнению с июлем удвоенными темпами, чтобы оказаться достойным славных традиций, о которых вовек не забудет благодарная страна, обязанная своим спасением доблести 3030 авиаторов.

КВВС пользовались определенного рода преимуществом,
поскольку вели бои над своей территорией. Британский летчик,
благополучно покинув самолет с парашютом, обычно быстро
возвращался в строй, тогда как немецкий экипаж попадал в плен,
а немецкий самолет, совершив вынужденную посадку,
становился объектом изучения разведки. Как бы там ни было,
беспощадная кампания по уничтожению инфраструктуры фронтовых
аэродромов КВВС начала к концу августа приносить очевидные плоды.
Тем временем части немецкой армии с большим энтузиазмом
готовились к амфибийной высадке.

Битва за Британию стартовала в августе 1940 г. серией немецких воздушных налетов на
курсировавшие у побережья Соединенного Королевства суда и на порты Ла-Манша.
11 августа Люфтваффе приступили к налетам на объекты в удалении от берега,
сосредоточив усилия на передовых летных полях и жизненно важных радарных установках.
Темпы кампании нарастали до тех пор, пока в середине августа Люфтваффе не довели
количество ежедневных боевых вылетов до 1800. Безопасность Соединенного Королевства
всецело зависела от молодых летчиков, численность которых все убывала

Этот - Сьюпермарин Спитфайр Мк IIА принадлежал
скуодрон-лидеру Д. Финли в ту пору, когда 41-я эскадрилья
базировалась в Хорнчерче в декабре 1940 г. Главный
маршал авиации Даудинг не сдался перед настоятельными
требованиями послать свои "Спитфайры" сражаться
в небе Франции, вследствие чего сберег наиболее
современные истребители для предстоящих битв.

Рейды Люфтваффе на Британию осуществлялись тремя
основными типами бомбардировщиков: "Хейнкель" Не 111Н-3, 
"Дорнье" D 17 и "Юнкерс" Ju 88. «Хейнкель» Не 111 представлял
собой весьма успешный средний бомбардировщик, которому
пришлось нести службу до самого конца войны. К счастью для
Британии, Люфтваффе не смогли вовремя разработать и
внедрить в широкое производство 4-моторные тяжелые
бомбардировщики. 

Хронология

В 1940 г. рейхсмаршал Герман Геринг хвастливо заявлял Гитлеру, что мог бы поставить на колени Соединенное Королевство только одной своей непобедимой авиацией. Однако он не брал в расчет жизнестойкости и боевых качеств Королевских ВВС.
 

1940 г.
 
Июнь — 12 августа.

Люфтваффе сосредоточивают усилия на союзническом судоходстве в Ла-Манше и в Северном море, уничтожая ряд кораблей общим тоннажем 30 ООО тонн.

12 августа.

Немецкие истребители и бомбардировщики осуществляют первый целевой налет на аэродромы истребительных эскадрилий и на сеть радарных установок (РЛС). Цель Гитлера состоит в уничтожении Королевских ВВС и лишении Соединенного Королевства превосходства в воздухе в преддверии запланированного немецкого вторжения, операции «Зеелёвс» — «Морской лев». Сроки ее начала указаны в директиве фюрера 17 (от 16 июля) — между 19 и 26 сентября.

13 августа.

«Орлиный день» — момент старта четырехдневной операции Люфтваффе, направленной на уничтожение КВВС и их РЛС, — переносится с утренних часов на вторую половину дня из-за плохой погоды. Когда акция в конечном итоге проводится, результаты рейдов оказываются не вполне удовлетворительными. В ходе налетов жестоким бомбардировкам подвергаются Портленд, Андоувер и Саутгемптон, однако немцы теряют 40 самолетов.

15 августа.

В так называемый «черный четверг» Люфтваффе теряют 74 самолета. Следовавшие с баз в Норвегии и Дании без сопровождения бомбардировщики Люфтфлотте V подверглись такому жестокому разгрому, что больше это соединение фактически серьезного участия в битве за Британию не принимало.

17 августа
 .

Стремясь пополнить поредевшие ряды пилотов-истребителей КВВС, летное начальство объявляет набор добровольцев из Бомбардировочного командования для переквалификации.

19—24 августа.

Активность авиации снижается из-за наступления периода плохой погоды. Во время этого вынужденного затишья Геринг решает изменить тактику, сконцентрировавшись на уничтожении истребителей КВВС в воздушных боях, атакуя их аэродромы. Геринг введен в заблуждение относительно численности истребительного парка КВВС, полагая, что у Британии всего 300 истребителей, тогда как их вдвое больше — 600.

24—31 августа.

Противник наносит череду наиболее тяжелых бомбовых ударов по британским летным полям, в результате чего КВВС теряют 200 истребителей, хотя за тот же отрезок времени Люфтваффе лишаются 330 самолетов.

3 сентября. Операция «Зеелёве» — запланированное немцами вторжение в Соединенное Королевство — откладывается из-за разочаровывающих результатов в битве за Британию.

7 сентября. Бомбардировщики Люфтваффе переносят внимание с ударов по базам истребителей на бомбардировки Лондона. Смена приоритетов Люфтваффе становится наихудшим решением немецкого военного руководств, поскольку передышка позволяет КВВС привести в порядок свои ресурсы и вести более эффективную борьбу с армадами вражеских бомбардировщиков. 7-го отмечается небывалый по размаху немецкий бомбардировочный налет, участие в котором принимают 348 бомбардировщиков и 617 истребителей.

15 сентября.

Позднее эта дата получила официальное название «День битвы за Британию». 15 сентября КВВС столкнулись с наиболее крупными скоплениями немецких самолетов за весь предшествующий период войны. Участников двух отдельных немецких бомбардировочных рейдов встречают свыше 300 истребителей КВВС. Немцы теряют восемьдесят самолетов, а миф о том, что с КВВС почти покончено, развеян. Начиная с этого дня Германия переходит к ночным бомбардировкам городов, хотя спорадические дневные атаки на базы военной авиации продолжаются.

17 сентября.

Операция «Зеелёве» откладывается на неопределенное время.

Международные события 1940 г.

18 августа. США и Канада создают совместную Оборонную комиссию.

2 сентября. Соединенное Королевство получает от США 50 старых эскортных миноносцев в обмен на предоставление права американцам использовать британские морские порты в Вест-Индии.

9 сентября. Самолеты Бомбардировочного командования КВВС атакуют несколько целей на разных участках территории Германии и покоренной фашистами Европы, включая такие, как Гамбург. Бремен и Булонь.

10 сентября. Итальянцы приступают к накапливанию в Албании сил численностью 200 000 чел. с целью вторжения в Грецию 28 октября 1940 г.

12 сентября. Посол Джозеф Грю предупреждает государственного секретаря США, что введение ограниченного нефтяного эмбарго против Японии может привести к суровым ответным мерам со стороны этого государства.

13 сентября. Итальянские войска в Эфиопии вторгаются в соседнюю британскую колонию Кения.

5 октября. Премьер-министр Японии Коноэ предполагает возможность возникновения состояния войны между Японией и США, «если Соединенные Штаты не пожелают понять намерений Японии. Германии и Италии при заключении ими альянса для позитивного сотрудничества в создании нового миропорядка и будут упорствовать в противодействии этим державам». 

Группа британских граждан садится в поезд, который
увезет их из города. Около шести миллионов британских
детей были эвакуированы в ходе войны - больше,
чем в любой другой европейской стране.

На снимке улица Лондона после налета немецких бомбардировщиков.
Самой мощной из стандартных немецких бомб была SC2000 весом около 2000 кг.

Развитие кампании немецких ночных бомбардировок
в конце 1940 г. вынудило Соединенное Королевство
к созданию ночных истребителей целевого назначения,
таких как äти самолеты «Бристоль Бофайтер.

Меню сайта

Форма входа

Google

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Раскрутка сайта

  • Статистика
    Яндекс.Метрика

     
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz